Крупнокалиберный пулемёт «ЛЕТАЮЩЕЙ БМП»

Крупнокалиберный  пулемёт  «ЛЕТАЮЩЕЙ БМП»

В конце 60-х гг. минувшего столетия в СССР началась разработка специализированного боевого вертолёта. В ОКБ М.Л. Миля, где создавалась новая боевая машина, была выбрана концепция «летающей БМП», способной доставить к цели отделение десантников и поддержать их огнём. Естественно, что важнейшим элементом ударного комплекса являлось вооружение.

Тульским Центральным конструкторским исследовательским бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО) в 1968 г. были получены от ВВС тактико-технические требования (ТТТ) на разработку высокотемпного авиационного пулемёта, предназначенного для вооружения создававшегося боевого вертолёта. Сообразно полученным ТТТ, калибр пулемёта обязан быть 12,7 мм, темп стрельбы в пределах 4000–5000 выстрелов в минуту, вес образца вокруг 30 кг, живучесть 8000–10000 выстрелов.

Крупнокалиберный  пулемёт  «ЛЕТАЮЩЕЙ БМП»

Первая боевая машина, получившая индекс Ми-24А, поднялась в воздух в сентябре 1969 г. Хотя её облик существенно отличался от сегодняшнего, основные черты вертолёта уже определились, и одной из основных было мощное бортовое вооружение. В носовой универсальной установке монтировался 12,7-мм пулемёт А-12,7П с темпом стрельбы 1400 выстрелов в минуту. Этот пулемёт был разработан в ЦКБ-14 Н. М. Афанасьевым в 1950 г. и первоначально предназначался для вооружения бомбардировщика Ту-4. Но использование этого пулемёта на Ми-24 было вынужденной временной мерой, в ЦКИБ СОО полным ходом шли работы по созданию нового высокотемпного 12,7-мм пулемёта. В декабре 1968 г. заказчиком был одобрен технический проект, разработанный Петром Герасимовичем Якушевым. Прототип, получивший индекс ТКБ-063, имел газоотводную автоматику и вращающийся блок из четырёх стволов. Важной особенностью конструкции являлось наличие механического стартёра, состоящего из пружины-торсиона, и планетарного механизма, обеспечивавшего начальную раскрутку блока стволов, что позволяло избавиться от электродвигателя, используемого в иностранных многоствольных пулемётах и пушках. Взведение пружины торсиона может производиться вручную ключом перед вылетом или в конце каждой очереди за счёт энергии, сообщаемой блоку стволов двумя последними выстрелами в очереди. Для вывода пулемёта «на режим» может использоваться также и пороховой двигатель (пиростартёр) с тремя пиропатронами.

Крупнокалиберный  пулемёт  «ЛЕТАЮЩЕЙ БМП»

Кормление пулемёта патронами осуществляется из рассыпной звеньевой ленты. В марте 1970 г. были проведены отладочные стрельбы пулемёта. Серьёзной проблемой стало обеспечение требуемой живучести стволов. Только при отработке живучести, на полный ресурс было расстреляно четыре пулемёта. Применение лейнера из кобальтового сплава КВН-2, предложенного НИИ-13, а также патронов с флегматизированным порохом позволили обеспечить необходимую живучесть стволов при отстреле боекомплекта в 400 патронов. Проведённые в 1971 г. в НИИ-61 испытания образцов пулемётов ТКБ-063 выявили ряд недостатков, в основном, по надёжности работы автоматики и живучести деталей. Затем доработки образца, в 1972 г. были проведены повторные испытания, и доработанный пулемёт эти испытания выдержал. В сентябре 1972 г. три образца пулемётов были отправлены для проведения наземных государственных испытаний, прошедших в феврале — августе 1973 г. Опытные 12,7-мм авиационные пулемёты ТКБ-063 государственные наземные испытания выдержали, и были рекомендованы на государственные лётные испытания.

Однако, несмотря на положительные результаты, основной конструктор пулемёта П. Г. Якушев и работавший с ним молодой одаренный конструктор Б. А. Борзов продолжали интенсивно трудиться над образцом. Достаточно сложную конструкцию имел газовый четырёхпоршневой двигатель пулемёта, фактически каждый ствол имел свой газовый двигатель, что, безусловно, снижало общий уровень безотказности изделия. Большое количество деталей, требующих отделения при неполной разборке, осложняло процедуру обслуживания и требовало сложной продолжительной сборки.

В декабре 1972 г. в ЦКИБ СОО были проведены испытания двух пулемётов с новым газовым однопоршневым двигателем. Двигатель новой конструкции имел 12 деталей взамен 88. Новый двигатель состоял из единого поршня, охватывающего единую для четырёх стволов газовую муфту с двумя полостями, в которые были выведены газоотводные отверстия из каждого ствола таким образом, что при каждом выстреле пороховой газ поступал методически то в одну, то в другую полость, заставляя поршень совершать возвратно-поступательные движения. Это движение поршня посредством неподвижного копира преобразовывалось во вращение блока стволов пулемёта.

Крупнокалиберный  пулемёт  «ЛЕТАЮЩЕЙ БМП»

В мае 1973 г. образчик пулемёта ТКБ-063 с однопоршневым двигателем новой конструкции был проверен стрельбой в условиях резкоменяющихся температур.

В 1973 г. умер П. Г. Якушев. Дальнейшие работы по испытаниям и отработке пулемёта, решение вопросов, связанных с размещением пулемёта на вертолёте и освоением производства его на Ковровском механическом заводе возглавил основной инженер ЦКИБ СОО В. И. Волков, а затем конструктор Борис Афанасьевич Борзов, ставший приемником П. Г. Якушева и достойно продолживший дело своего старшего товарища и учителя.

В 1973–1974 гг. продолжались работы по исследованию и доводке параметров однопоршневого газового двигателя для обеспечения стабильности темпа стрельбы пулемёта в различных условиях эксплуатации.

Крупнокалиберный  пулемёт  «ЛЕТАЮЩЕЙ БМП»

В июне 1973 г. Ковровскому механическому заводу была поручена подготовка серийного производства пулемётов ТКБ-063 с однопоршневым газовым двигателем со сроком начала в июле 1974 г. Летом 1974 г. в НИИ-61 были проведены контрольные испытания пулемёта ТКБ-063. Образчик был доработан по результатам государственных испытаний 1973 г., имел отработанный однопоршневой двигатель, и контрольные наземные испытания выдержал успешно.

В 1975–1977 гг. проходили лётные испытания вертолётов Ми-24В и Ми-24Д, оборудованных новым пулемётом, параллельно проводились наземные испытания подвесных гондол с пулемётом. На вертолёте пулемёт монтировался в дистанционной подвижной установке УСПУ-24, которая позволяет обстреливать цели под углом + 60° от продольной оси в горизонтальной плоскости, до 20° вверх и до 40° вниз. Пулемётом управляет штурман-оператор с помощью прицельной станции. Для стрельбы используются патроны Б-32, БЗТ-44. Для поражения живой силы разработан двухпульный патрон 1ЛС, обеспечивший повышение эффективности стрельбы по заданному типу целей примерно в полтора раза.

В марте 1976 г. Постановлением Совета Министров СССР авиационный пулемёт под индексом ЯкБ-12,7 (9А624) конструкции Якушева — Борзова был принят на вооружение в качестве стрелкового оружия на вертолёте Ми-24.

Суровым испытанием для «милевского» вертолёта и тульского пулемёта стали боевые действия в Афганистане. ЯкБ-12,7 использовался в «ближнем» бою, на дистанции 800…1000 м, обеспечивая плотнейший точный ливень огня, способный разворотить дувал полуметровой толщины. В августе 1982 г. подполковник Александров, встретив под Кандагаром караван бандитов, одной очередью из ЯкБ-12,7 разрубил пополам шедший впереди «командирский» автобус.

Но интенсивная эксплуатация вооружения в боевых условиях выявила и недостатки, которые не проявились в ходе разработки и отладки. Пулемёт работал фактически на пределе по температурному режиму и прочности узлов. При боекомплекте вертолётной установки 1470 патронов максимальный боекомплект, отстреливаемый без перерыва на охлаждение, был ограничен 400 выстрелами. Перегрев стволов при интенсивной стрельбе грозил самовоспламенением патрона в патроннике.

Крупнокалиберный  пулемёт  «ЛЕТАЮЩЕЙ БМП»

Ещё в 1977 г. в инициативном порядке в ЦКИБ СОО были начаты работы по модернизации пулемёта ЯкБ-12,7. В 1980 г. ВВС было выдано техническое задание на модернизацию и поставлена задание увеличить максимально отстреливыемый без перерыва на охлаждение размер боекомплекта с 400 до 750 патронов Полавинка боекомплекта установки вертолёта Ми-24), обеспечив при этом эксплуатационную надёжность и безопасность пулемёта (стойкость к полевым условиям эксплуатации и термостойкость стволов).

Затем проведения теоретических изысканий в конструкцию пулемёта был внесён ряд изменений, защищённых заводскими, наземными и лётными государственными испытаниями. Приказом министра обороны в январе 1988 г. пулемёт был принят на вооружение Военно-воздушных сил с названием 12,7-мм авиационный модернизированный пулемёт ЯкБЮ-12,7 конструкции Якушева, Борзова, Юрищева. Б. Д. Юрищеву принадлежит ведущая роль в поиске технических решений и их реализации в период модернизации пулемёта, главные из которых были предложены им или доведены до внедрения при его творческом участии.

По схеме автоматики, конструкции основных узлов и механизмов модернизированный пулемёт унифицирован со штатным ЯкБ-12,7 и может эксплуатироваться на штатной вертолётной установке УСПУ-24 при минимальных доработках нескольких ее деталей.

Для обеспечения возможности отстрела из модернизированного пулемёта боекомплекта в 750 патронов увеличена масса блока стволов с 24 до 38 кг, а также введено отключение подачи в конце каждой очереди, при этом очередной патрон остаётся на звездке подачи вне зоны разогретых стрельбой патронников.

Пулемёт ЯкБ-12,7 устанавливался на вертолёты Ми-24Д, которых было изготовлено 350, Ми-24В, которых было построено свыше 1000. Под индексами Ми-25 и Ми-35 соответственно эти вертолёты в значительных количествах поставлялись на экспорт.

Юрий Амелин, Вячеслав Трухачев

.

Оставить комментарий

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .